КОНЦЕПЦИЯ

развития института дистанционного (открытого) образования ТГТУ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепция института дистанционного образования ТГТУ разработана на основе основных положений Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования России и Программы по информатизации ТГТУ. Концепция определяет цели, задачи, принципы и этапы создания и развития института дистанционного образования ТГТУ.

Целью Концепции является всемерная интенсификация процесса реализации основных положений Концепции единой системы ДО в России для обеспечения образовательными услугами потенциальных потребителей:

  • специалистов, уже имеющих высшее образование и желающих приобрести знания: повысить свою квалификацию, пройти профессиональную переподготовку или получить второе высшее профессиональное образование, включая производственный персонал, работников государственного и муниципального управления, преподавателей всех типов учебных заведений;

  • потребителей образовательных услуг довузовской, вузовской и послевузовской подготовки. СДО ТГТУ в состоянии обеспечить реальную возможность получения качественного образования следующим группам потенциальных потребителей, которые не имеют возможности получить традиционные образовательные услуги в силу ограниченной пропускной способности существующей образовательной системы, удаленности вузовских центров, невозможности совмещения учебы с работой и других условий:

    • жителям сельской местности и регионов, удаленных от вузовских центров;

    • представителям профессий, связанных с мобильностью места работы;

    • лицам, имеющим потребность к развитию самозанятости и прибыльных видов деятельности;

    • лицам, проходящим действительную срочную (контрактную) службу в рядах национальных вооруженных сил СНГ, а также лицам, имеющим медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях (инвалиды, раненые, находящиеся на излечении в госпиталях, лица, нуждающиеся в обучении исключительно на дому и т.п.);

    • лицам, находящимся в пенитенциарной системе или обслуживающим ее;

    • иностранным гражданам, желающим получить образование в России, но не имеющим возможности приехать для учебы по различным причинам.

2. ЗАДАЧИ

В соответствии с целевыми установками необходимо решать следующие задачи в ИДО ТГТУ:

Наименование

задачи

Срок

Исполнители

1

2

3

4

1

Разработка нормативно-правового обеспечения ИДО ТГТУ

На весь срок работы

Кузьмин С.Н.
Пучков Н.П.

2

Формирование организационно-управленческой структуры ИДО

Март

Кузьмин С.Н.
Григорьева С.В.

3

Разработка критериев контроля качества ДО как основы (в соответствии с системой контроля каче-ства ISO-9000) нострифи-кации документов об образовании

Сентябрь 2000

Кузьмин С.Н.,
Пономарев С.В.,
Григорьева С.В.

4

Формирование материально-технической базы ИДО ТГТУ, в том числе для разработки и репродуцирования учебно-методических ресурсов и их сопровождения.

На весь срок работы

Кузьмин С.Н.
Подольский В.Е.
Мочалин Н.Н.

5

Формирование сети терминальных учебно-информационных центров ИДО ТГТУ

Август 2000

Кузьмин С.Н.,
Подольский В.Е.,
Плотников В.П.

6

Обеспечение развития телекоммуникационной инфраструктуры для реализации образовательных технологий ИДО ТГТУ

На весь срок работы

Подольский В.Е.

7

Создание системы информационно-аналитического и маркетингового обеспечения ИДО ТГТУ на базе WWW-сервера ТГТУ и WWW-сервера Глобального виртуального университета

Декабрь 2000г.

Кузьмин С.Н.
Подольский В.Е.

8

Создание системы непрерывного профессионального образования для эффективного функционирования ИДО

Август 2000г.

Кузьмин С.Н.
Плотников В.П.

9

Обеспечение адаптации и интегрирования педагогических моделей дистанционного обучения (ДО) с учетом социально-культурной, профессиональной, этнической, возростно-психологической, языковой и иной специфики пользователей

На весь период работы

Кузьмин С.Н.
Пучков Н.П.

10

Обеспечение адаптации и создание технологически совместимых специализированных информационно-образовательных курсов ДО, включая создание распределенной системы информационных ресурсов учебно-справочного назначения, доступных по компьютерным телекоммуникациям в среде ИНТЕРНЕТ

На весь период работы

Подольский В.Е.
Писецкий А.Ф.
Кузьмин С.Н.

11

Обеспечение возможностей многоканального финансирования мероприятий по созданию и развитию ИДО ТГТУ

На весь период работы

 

12

Организация проведения международных и национальных конференций, семинаров и выставок в области дистанционного образования при поддержке Евразийской и Международной ассоциации дистанционного образования, МАОО.

На весь период работы

Попов Н.С.,
Кузьмин С.Н.

Поставленные задачи требуют соблюдения неуклонного принципов создания и функционирования ИДО ТГТУ.

3. ПРИНЦИПЫ

Принципы создания и функционирования ИДО ТГТУ, отражающие закономерные процессы развития мирового образовательного сообщества, выражаются в следующем:

доступность системы дистанционного образования для самого широкого круга потребителей;

комплексность предоставления образовательных услуг, которая обеспечивает непрерывность образования в области до вузовского, вузовского и после вузовского образования, а также многоуровневость предоставления образовательных услуг;

неантагонистичность ДО существующим формам получения образования. ДО может дать необходимый социальный и экономический эффект лишь при условии, если создаваемые и внедряемые новые информационные образовательные технологии станут не инородными элементами в традиционной системе образования, а будут естественным образом интегрированы в нее и внутренне присущи ей.

опережающее развитие нормативно-правовой базы в ДО. Игнорирование этого принципа ведет к задержке или даже к невозможности практического внедрения ДО;

приоритетность психолого-педагогического подхода при проектировании и реализации образовательного процесса в ДО. Проектирование ДО необходимо начать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать;

интегральность методологической основы, определяющая формирование единой информационной базы данных учебно-справочного назначения, возможность трансферта технологий, знаний и опыта, создание единой системы подготовки преподавателей-консультантов (тьюторов, инструкторов) и системы контроля качества знаний в ДО, доступности для обучаемого различных моделей организации образовательного процесса и т.д.;

непрерывность стратегического маркетинга образовательных услуг для динамического обновления "портфеля заказов на образование" от массового потребителя, различных отраслей науки и производства, коммерческих структур, общественных организаций.

4. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТГТУ

Нормативно-правовая база института дистанционного образования ТГТУ развивается по следующим первоочередным направлениям деятельности:

  • регулирование отношений собственности на программное и учебно-методическое обеспечение, технологии дистанционного обучения и телекоммуникационные средства

  • регулирование доступа к учебно-методическим и иным материалам (конфиденциальность информации, находящейся в виртуальном представительстве каждого учебного заведения)

  • безусловной экономической заинтересованности авторов курсов и защита авторских прав

Нормативно-правовые аспекты задачи по развитию института дистанционного образования ТГТУ целесообразно обсуждать по отдельным элементам в соответствии с интересами и приоритетными направлениями развития.

5. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИДО ТГТУ

Цели, задачи и принципы ДО при учете различных уровней состояния экономики, науки и образования определяют следующие этапы формирования ИДО ТГТУ.

Стартовый этап (2000г.):

реализация Программы создания и развития ИДО ТГТУ;

пропаганда технологий ДО, проводимая маркетинговой службой на стадии разработки концепции внедрения ДО и организация рекламной деятельности на стадии эксплуатации;

апробация и наращивание информационно-образовательной среды, инфраструктурных возможностей, кадрового потенциала для обслуживания ИДО;

доработка и устранение выявленных недостатков в организации и проведении образовательного процесса.

Рабочий этап (2001г.):

Переход СДО ТГТУ в режим самообеспечения.